В переводе с японского "бонсай" означает растение в плоском сосуде. Родиной бонсай ошибочно считают Японию, хотя на самом деле искусство выращивания миниатюрных деревьев в сосудах появилось в Древнем Китае около 2 тысячелетий назад. В Японию искусство бонсай попало лишь в VI веке н.э. вместе с буддизмом. Здесь оно получило дальнейшее развитие и именно отсюда начало свое триумфальное шествие по всему миру. Япония взяла на себя роль посредника между Китаем и Западом. Именно в стране восходящего солнца были систематизированы и усовершенствованы способы выращивания бонсай. Как таковое искусство современного бонсай возникло в начале XX века. Главной целью этого искусства стал поиск новой формы бонсай на основе формы привычных и экзотических деревьев, выросших в естественных условиях. В целом, японские бонсай, в отличие от традиционных китайских, характеризуются большим изяществом.
Немного истории
На свитках периода позднего Камакура "Касуга гонгэн рэйгэнки", а также более поздних "Хонин сенин эдэн", "Иппэнкамихитоэдэн" встречаются такие изображения хатиуэ, которые можно оценивать как ранний бонсай. Глядя на них, можно догадаться, что уже в то время травы и растения культивировались с использованием специальной посуды, ими украшались сады и жилища.
Как поется в народной песне эпохи Муромати (1392-1573 гг.) "Дерево в горшке, т.е. несколько позднее, Сано Гэндзаэмон любовался хатитуэ сливы, вишни, сосны. Видимо, культура, подобная бонсай, была популярна среди эстетов уже той эпохи.
В поздний период Эдо (1600-1867 гг.), отображая жизнь простого народа, художники Утамаро, Хиронобу, Тоекуни, Харунобу, Киенага и др. рисовали нечто такое, что по форме стволов и ветвей не уступало современному совершенному бонсаю. Но создавались эти рисунки под влиянием не столько хатитуэ, сколько стремительно развивавшегося садового искусства: они рисовали плодовые деревья, а не экземпляры хатитуэ. От позднего Эдо до начала эры Мэйдзи (1868-1911) бонсай составляли главным образом деревья-уродцы, т.е. искривленные, искалеченные, карликовые деревца.
С 1887г бонсай уходит от традиционного хатитуэ в современное совершенное искусство, породившее прекрасные творения. Ранний период Мэйдзи был эпохой просвещения, эпохой заимствования всего заморского. Людей, увлекавшихся бонсай, почти не стало, все сады были оккупированы европейскими травами и цветами. Но подобное продолжалось недолго.
В связи с победой в японо-китайской войне в 1885г японское государство начало расцветать не по дням, а по часам. Стремительно возрождались и японские традиции. Одним из проявлений этого процесса стал интерес к бонсай. В центральных районах Токио стали появляться сады ароматических деревьев Японии и Китая, сады ароматических мхов. Влиятельные поклонники бонсай поддерживали исследовательские работы по этому искусству. Росла численность его приверженцев, ценителями и коллекционерами бонсай стали гиганты политического и делового мира той эпохи - Кидо Такаеси, Ито Хиробуми, Хара Такаси, Мацуката Масаеси и др. Они и подготовили почву для современного бонсая.
Они добились успехов в области формы дерева. Стволы и ветви формировались в манере художественных образцов модных в те годы южно-китайских школ живописи - "горчичный сад", "альбом бамбука" - с присущей им напряженной динамикой. Массовым увлечением стали прогулки на природу, натурные зарисовки деревьев тысячелетнего возраста, красивых ландшафтов и пейзажей, и создание на этой основе деревьев высокохудожественных форм. Так возникло огромное разнообразие современных стилей бонсай: "прямой ствол", "склоненный ствол", "скрученный ствол", "каллиграфическое дерево", "обрыв", "полуобрыв", "пень", "бамбук и камни" и др.
Но самым эпохальным открытием в истории бонсай стало применение проволочной обвязки. Ранее в процессе культивирования применялись прививки, черенкование, ощипывание лишних почек и обрезание ветвей, но интенсивное формирование дерева было затруднительным. Примерно в 1895-96гг один приверженец бонсай из Осаки послал своему товарищу в Токио деревце сосны, ветви которого во избежание поломки были зафиксированы проволокой. Благодаря этому случаю мы и обрели возможность свободно формировать ствол и ветви с помощью проволоки.
В эпоху Мэйдзи (1868-1911гг.) наиболее подходящими для бонсай считались китайские плошки, антикварные и новые. Они импортировались из Китая. Одновременно были налажены производство и обжиг по китайским образцам в Японии.
Саженцы бонсай отбирались из числа старых карликовых деревьев. Их разыскивали в горах по всей стране. Наряду с этим развивалось и искусственное культивирование - высадка черенков, отводки, деление, прививки. Численность культивируемых видов достигла 200-300.
По размеру большая часть бонсай была около 54 см высоты ствола. В те годы он был, главным образом, украшением ниши японского дома, он должен был гармонировать с комнатой. Развивались и методы любования бонсаем. Помимо украшения домашней ниши, их стали выставлять при проведении чайных церемоний. Тогда же начали публиковать исследования о бонсай, критические статьи, создавать ассоциации, выпускать "Новости искусства бонсай". Тем самым был внесен значительный вклад в дело его развития. Однако надо признать, что с того времени бонсай покинул жизнь простых людей и стал забавой богачей и тихих обителей.
Подобные тенденции доминировали и в период Сева (1926 - 1989гг). Великое землетрясение в сентябре 1923г в районе Канто нанесло сокрушительный удар и по Токийскому клубу бонсай. Тем не менее, по мере восстановления районов, обращенных землетрясением в руины, жажда человеческого сердца, изнывающего по зелени и цветам, возродила энтузиазм к природе и бонсаю. На протяжении нескольких лет с 1933-34гг бонсай вновь переживал популярность по всей стране, как среди высших, так и среди широких социальных слоев. Это был его беспрецендентный "золотой век".{C}
{C}
Если говорить точно, то бонсай - это совершенно обычные деревья, такие как бук, клен, сосна или ель, которые высаживают в горшки и в течение многих лет придают им определенную форму и ухаживают за ними. Таким образом, "бонсай" называется маленькое деревце в горшке (плошке). В принципе для бонсай подходят любые породы деревьев, которые имеют мелкие листья и у которых после обрезки быстро отрастают многочисленные молодые побеги. Деревья с крупными листьями используются редко или не используются совсем.
Родина первых бонсай, появившихся в Европе, является Япония, где деревья в стиле бонсай круглый год содержатся на открытом воздухе. Многие уже знают о возможности формирования миниатюрных деревьев и выращивают их. Те у кого нет сада или балкона живо откликнулись на идею ограничиться древесно-кустарниковыми растения, которые можно выращивать в домашних условиях. Увлечение получило широкую поддержку благодаря импорту миниатюрных растений из Китая. Занятия связанные с культивированием деревьев и уходом за ними, издавна обладают особой притягательностью для людей. Бонсай представляет прекрасную возможность тем, у кого нет собственного сада, интенсивно заниматься выращиванием этих великолепных творений природы, "подправленных" человеком.
Ценность бонсай должна быть не материальной, а только духовной, как это всегда было и есть в Китае и Японии. Однако бонсай нередко продают за очень высокие, просто умопомрачительные цены. Это происходит по следующей причине: бонсай требуется много лет, чтобы приобрести красивую форму и выглядеть как старое дерево.
На формирование деревца в течение долгих лет очень часто уходит также и много часов работы. Естественно продавец бонсай желает, чтобы все это было оплачено. К тому же нередко продавец бонсай и сам является коллекционером и устанавливает на свои любимые бонсай особенно высокие цены, потому что в действительности совсем не заинтересован в продаже своих весьма ценных экземпляров, Очень старые, особо ценные бонсай продаются крайне редко, поскольку продавцу не с руки лишаться ценных экземпляров, которые на самом деле призваны служить лишь приманкой для посетителей его магазина.
Бонсай в своем большинстве не комнатные растения, поэтому для нормального роста и развития им необходимо место на свежем воздухе. Хотя в качестве украшения интерьера их можно время от времени вносить в помещение на несколько дней. Однако самое большое удовольствие от увлечения бонсай заключается в том, что оно дает возможность прикоснуться к живой природе и принимать непосредственное участие в жизни растения. Занятие бонсай - это постоянные открытия, находки и созидательная работа, делающие человека по-настоящему счастливым.
Как и остальные виды восточного искусства, бонсай в Японии - не просто набор операций по выращиванию миниатюрного дерева в сосуде. Это целая философия, требующая от человека, занимающегося бонсай, определенных личностных качеств: справедливости, мудрости, доброжелательности, деликатности. Европейскому человеку трудно понять японскую философию, однако для достижения успеха ему важно, как минимум, отнестись к бонсай серьезно и проявить максимум внимания и любви к этому делу. При правильном уходе бонсай может прожить сотни лет и стать символом, связующим поколения.
Замечено, что наибольшего расцвета искусство бонсай достигает в периоды процветания и благополучия общества, последнее время бонсай приобрели популярность и в нашей стране.