Бесшумное огнестрельное оружие - оружие, позволяющее скрытно произвести выстрел, не выдавая стреляющего звуком выстрела и вспышкой пламени.
История
- отсечка пороховых газов и их "запирание" в канале ствола или гильзе;
- предварительное расширение и охлаждение газов перед их выходом в атмосферу.
Первый глушитель, который имел коммерческий успех, был сконструирован Хайрамом Стивенсоном Максимом (создатель пулемета «Максим») и его сыном Хайрамом Перси Максимом. В 1910 году началось промышленное производство глушителей. Они продавались в разные странах, в том числе в Россию. Несколько более удачную конструкцию представила в 1914 г. фирма "Стивенс", но все же это направление военной техники до поры до времени развивалось довольно вяло.
Интересно, что первыми использовать глушитель стали не военные и не спецслужбы, а охотники, которые быстро оценили преимущества бесшумного выстрела при добыче зверя или птицы, когда промах не вспугивал добычу и охотник мог спокойно прицелиться вторично. В начале века в открытой продаже были даже глушители для гладкоствольных ружей. В России глушители Максима перед первой мировой войной свободно продавались в специализированных магазинах.
Не было недостатка в предложениях различных "устройств глушения" и в годы первой мировой войны, но тогда они практически не привлекли внимания. Всякая идея по-настоящему реализуется только тогда, когда в ней является необходимость. Между первой и второй мировыми войнами глушителями интересовались в основном "криминальные элементы" и спецслужбы. Кроме того они предлагались охотникам, дабы "не распугивать дичь" - как, например, глушитель Паркера для малокалиберных винтовок и охотничьих ружей. В СССР глушители для различных образцов оружия разрабатывали Маркевич, Корленко, Гуревич, позднее - братья Митины (прибор "Брамит").
Рост значения разведывательно-диверсионных действий в тылу противника в годы второй мировой войны привел к появлению соответствующих подразделений и частей и быстрому развитию различных образцов оружия и специального снаряжения для них. Традиционно диверсанты достаточно эффективно орудовали вполне бесшумными ножами, дубинками и удавками. Но когда союзники начали широкие тайные и диверсионные операции, то полезность бесшумного оружия быстро стала очевидной. Сначала в таких операциях использовали все те же ножи и арбалеты. Но сразу же стало понятно, что бесшумное огнестрельное оружие намного эффективнее и лучше подходит для этих операций. Характерно принятие в эти годы на вооружение "бесшумных" образцов специальной разработки. Эффективное использование германскими агентами пистолетов “Парабеллум” с глушителями при проведении диверсионных операций заставило пересмотреть отношение к бесшумному оружию и их противников.
Советские партизаны, разведывательно-диверсионные группы РККА и НКВД в тылу немецких войск успешно применяли в этот период снайперский вариант трехлинейной винтовки Мосина с прибором “Брамит”, названный так в честь его разработчиков - братьев Митиных (БРАтья МИТины). Устройство представляло собой цилиндр диаметром 32 мм и длиной 140 мм и выпускалось по несколько тысяч штук ежемесячно.
Бурное развитие конструкций глушения звука выстрела началось в 60-е годы. Это совпало с развитием разнообразных спецслужб и “сил специальных операций” многих стран.
Современные конструкции подавления звука выстрела делятся на четыре класса: надульные (многокамерные), интегральные, механические, специальное оружие с расширением газов в переменно-замкнутом объеме.
Самые первые эффективные “приборы бесшумной и беспламенной стрельбы” были разработаны в виде надульного многокамерного глушителя, являвшегося практически надульной насадкой на стандартное оружие. Позже была разработана конструкция более совершенного так называемого интегрального глушителя, который уже составлял с оружием единое конструктивное целое.
Типы
Постепенно глушители находят все большее применение и в армии. Современные войны, в отличие от войн прошлых, когда в лобовых столкновениях сходились огромные армии, принимают характер полупартизанско-полутеррористической борьбы. В этом случае боевые действия сводятся к тактическим схваткам небольших групп и наличие “бесшумного” оружия становится жизненно необходимым.
МНОГОКАМЕРНЫЕ НАДУЛЬНЫЕ ГЛУШИТЕЛИ
Самые первые глушители (так сказать, классические) были именно дульными многокамерными устройствами расширительного типа, представлявшими собой надульные насадки на стандартное оружие, в которых поперечные диафрагмы делили внутренний объем корпуса устройства на отдельные отсеки - расширительные камеры.
Лучшие конструкции на сегодня обеспечивают коэффициент снижения звука выстрела при ведении огня (без глушителя / с глушителем) более чем 500:1 (для пистолетов). При выстреле слышен только металлический лязг от передвижения затвора. Показатели для автоматов и винтовок значительно скромнее. Сегодня основные направления исследований - дальнейшее уменьшение звука, снижение веса и габаритов глушителей, снижение их влияния на меткость и кучность огня. Им свойственны и недостатки: низкая надежность (особенно при использовании эластичных мембран или шайб), необходимость индивидуальной подгонки. Поэтому они остаются специальным средством и бесшумное стрелковое оружие пока не может стать массовым для армий.
ИНТЕГРАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
Естественным развитием “классического” многокамерного дульного глушителя расширительного типа явились так называемые интегральные, которые составляют с оружием одно конструктивное целое. Их действие основано на принципе предварительного отвода пороховых газов из канала ствола. В подобной конструкции в стволе оружия проделан ряд отверстий, через которые газы, следующие за пулей, выходят в заднюю расширительную камеру корпуса глушителя. Передняя его часть представляет собой обычный многокамерный глушитель, в котором происходит дополнительное расширение и охлаждение пороховых газов, вышедших вслед за пулей из дульной части ствола, то есть потеря их энергии.
Из отечественных разработок в этой области следует отметить винтовку снайперскую специальную ВСС “Винторез” и автомат специальный АС “Вал”, созданные в ЦНИИ Точмаш (г.Климовск, Моск. обл.). Испытания этого оружия проходили еще в период боевых действий в Афганистане и в настоящее время оно принято на вооружение спецподразделений российской армии и министерства внутренних дел. В этом оружии используются специальные дозвуковые 9-мм патроны, которые изначально создавались как комплекс “оружие-боеприпас”.
Идея “интеграции” особенно популярна в настоящее время в Великобритании и США. При выстреле раздается практически только тихое шипение выходящих из глушителя пороховых газов. До последнего времени интегральные глушители звука выстрела являлись самыми эффективными из всех существующих подобных им конструкций, и лишь совсем недавно отдали пальму первенства глушителям замкнутого (изолирующего) типа.
ОРУЖИЕ ЗАМКНУТОГО ТИПА
Подлинно революционной идеей в области бесшумной стрельбы явилась разработка систем с расширением пороховых газов в переменно-замкнутом объеме. Отечественные конструкторы пошли именно этим путем и достигли здесь изумительных успехов. Аналогов подобным конструкциям в мире больше нет.
Это принципиально новый и радикальный путь устранения звука выстрела - “отсекать” пороховые газы, оставляя их в стволе или небольшой насадке. При этом газы вообще не выходят наружу. В конструкцию специального патрона введен своеобразный “пыж”, который выталкивает пулю, но отсекает пороховые газы, не позволяя им выйти из ствола в окружающую атмосферу. Эта, едва ли не старейшая, идея “глушения” не так уж проста в исполнении, поскольку требует специальной конструкции патрона и оружия, позволяющей запереть дульную часть ствола после вылета пули. Преимущества - подобные конструктивные решения значительно уменьшают размеры “бесшумного” оружия и позволяют придать ему вид обычного, то есть служат целям эффективной маскировки.
Наиболее эффективным оказался отечественный патрон СП-2. После выстрела пуля вместе с толкателем вылетала из канала ствола, а оставшийся в гильзе поршень запирал в ней пороховые газы. Этот 7,62-мм патрон вместе со стреляющим устройством в середине 50-х годов был принят на вооружение для армейской разведки.
В начале 60-х патрон модернизировали: пуля была заменена на обыкновенную 7,62-мм автоматную ПС. Телескопический поршень-толкатель после выстрела оставался в гильзе. Новый боеприпас получил индекс СП-3. Предполагалось, что автоматная пуля затруднит опознание типа применявшегося оружия, однако более крутые нарезы ствола выдавали специальное оружие. Патроны СП-2 и СП-3 чаще всего использовали в малогабаритном двухствольном неавтоматическом пистолете МСП и ноже разведчика стреляющем НРС.