Мало кто из гостей Севастополя знает, что черноморская флотская столица состоит как бы из двух городов. Улицы и скверы одного, залитые ярким южным солнцем, раскинулись на холмах у бухт, а другой, никогда не видевший никакого света, кроме искусственного, тянется в неизвестность в многометровой толще скал. В одних подземных улицах кипит скрытая от непосвященного жизнь, в других тишину над костями и ржавым железом нарушает лишь шелест летучих мышей. Подземный Севастополь по протяженности и числу загадок и тайн, пожалуй, не уступает подземной Москве.
Подземный город намного древнее верхнего. Многие пещеры образовались естественным путем миллионы лет назад. Может быть, в них позже находили приют древние люди, а затем легендарные киммерийцы и тавры. Первыми известными подземными сооружениями на севастопольской земле стали пещерные монастыри. В VII - IX веках на крутой скале в конце будущей Севастопольской бухты возник крупный монастырь. Скала, на которой позже была построена крепость, получила название Монастырской. Сам монастырь переживал войны и смуты, разрушался и снова возрождался. Сейчас в пещерных храмах монастыря идет реставрация.
С началом создания Севастополя подземный город стал обживать Черноморский флот. Севастополь строился как город-крепость, а какая же крепость без подземных складов, арсеналов, переходов, соединяющих укрепления. Сотни подземных галерей создали защитники города и осаждающие Севастополь англо-французские войска в Крымскую войну. И те и другие старались проложить ходы под укрепления противника и взорвать там крупные заряды - мины. Вход в одну из таких галерей сохранился на Историческом бульваре. Интересно, что после окончания гражданской войны эта галерея служила складом оружия и местом встречи группы Белого подполья.
Ближе к нашему веку в Севастополе начали разрастаться штольни в Балаклаве, Инкермане и в Сухарной балке. Позже появились многоярусные подземелья береговых батарей, бомбоубежища. По сей день бытует легенда о системе ходов по Севеpной стоpоне, берущей свое начало из подвала Свято-Никольского храма, тайна их так и не pаскpыта до конца. По легенде многокилометровые ходы тянутся к знаменитым севастопольским фортам, уводят на другую сторону бухты.
Немало уникальных подземных объектов создано в Севастополе в 30-е годы XX века. На западном берегу Южной бухты в 1934 году, в тоннеле на глубине 30 метров, была оборудована подземная телефонная станция. В пустынном тогда районе Юхариной балки, был построен подземный склад химических боеприпасов и боевых отравляющих веществ (в 1942 году они были затоплены в районе Казачьей бухты Севастополя и до сих пор покоятся на дне). В Троицкой балке было создано огромное подземное хранилище торпед с мастерскими, складами и рельсовыми путями, выводящими к причалам.
Перед II мировой войной началось и строительство объекта «Крот» – колоссальной подземной электростанции в скальном массиве на Южном берегу Севастопольской бухты. Электростанция должна была состоять из двух турбогенераторов мощностью по 25 тысяч киловатт в двух подземных машинных залах, мельниц для размола топлива – каменного угля, бункеров для его хранения, трансформаторных и насосных станций, помещений обслуживающего персонала. 5-этажный подземный лабиринт площадью около 30 тысяч квадратных метров был достроен уже в 50-е годы ХХ столетия, и сегодня это, пожалуй, самое крупное подземное сооружение Севастополя.
Когда авианалеты и обстрелы наступающих немецких войск во время II мировой войны буквально стерли с лица земли верхний город, севастопольцы ушли под землю. В сотнях убежищ спасалось мирное население, в штольнях и тоннелях работали спецкомбинаты и мастерские, откуда на близкую передовую поступали минометы и боеприпасы к ним, снаряды, мины, обмундирование, отремонтированное оружие. В подземельях располагались штабы, госпиталя, тыловое хозяйство.
Подземный город до сих пор хранит тайны последних дней севастопольской обороны, когда сотрясавшие землю взрывы обрушивали своды Инкерманских штолен. Спустя десятилетия после трагедии стало известно, что штольни взорвали сотрудники НКВД, выполняя последний приказ покидавшего Севастополь командования. Говорят, что часть тяжелораненых защитников Севастополя, сотрудников подземного госпиталя и укрывавшихся здесь севастопольцев так и осталась в штольнях. Выжившие свидетели тех событий только спустя полвека поведали журналистам страшные подробности о том, как женщины и дети искали в рушащихся, задымленных ходах близких, как выжившие выбирались из проломов и трещин навстречу немецким солдатам, как слышали они несколько дней стоны из-под каменных глыб, похоронивших палаты подземного госпиталя…
Титанические глыбы размером с многоэтажные дома высятся на месте взорванных штолен в Инкермане. Взрывы в лабиринте, образовавшемся на месте взорванных штолен, гремят и по сей день, унося жизни малолетних «сталкеров». Добыча из подземелий боеприпасов стала уже настоящим бизнесом. Подростки, выплавляющие из снарядов тол, извлекающие на свет ржавые мины и гранаты уверены в том, что покупателей они найдут всегда. Здесь пропадали люди, а опытные «сталкеpы» рассказывали о штабелях снарядов и мин, о замерших в просевших коридорах полуторках, о скелетах на ржавых госпитальных койках.
В последние годы военные вместе с МЧС начали извлекать из полуразрушенных штолен снаряды и бомбы, но до полного «разоружения» Инкерманских подземелий еще далеко. Не менее мрачную славу имеет и 35-я береговая батарея на мысе Херсонес. Эту батарею – целый подземный город - начали сооружать в 1916 году, но помешала война, затем революция. После окончания гражданской войны работы возобновились, и в 1928 году батарею ввели в строй. В подземных ярусах располагались посты управления стрельбой, артиллерийские погреба, энергостанции, резервуары для топлива и воды, технические и хозяйственные помещения, лазареты с операционными, кубрики и каюты личного состава.
Сооружения батарей соединялись между собой подземными коридорами длиной до 600 метров. Над поверхностью земли возвышались лишь огромные бронированные башни с 305-мм орудиями. В последние дни обороны Севастополя в 1942 здесь укрывались от немецких бомбовых ударов последние защитники города. И эту батарею постигла участь Инкерманских штолен – ее взорвали свои. Комиссар 35-й батареи Виктор Иванов, чудом выживший в том аду, вспоминал, как после чудовищных взрывов люди ломились из заполненных дымом и газом подземелий через проход, ведущий к морскому обрыву, падали вниз с 7-метровой высоты…
Неосторожные посетители гибнут здесь и сегодня – попадают в провалы, срываются с осыпающегося берега. Опасность для «сталкеpов» севастопольских подземелий представляют не только обвалы и смертоносные сюрпризы, но и обитатели подземелий, которые, по слухам, давно облюбовали криминальные элементы. Проникающие в пещеры и штольни люди иногда натыкаются не только на древние кости, но и следы недавних трагедий. Так несколько лет назад в подземельях одной из береговых батарей 2-й мировой войны были найдены два обгоревших скелета. Так неизвестные преступники скрыли свои жертвы.
Новый виток строительства подземного Севастополя начался после окончания войны и появления ядерного оружия. Впечатленный его мощью Сталин утвердил план создания под Севастополем фактически второго подземного города. Планом предполагалось соорудить под каждым наземным военным объектом на глубине не менее 50 метров его подземный дубликат, где штабы, воинские части и предприятия могли бы не только укрываться от ядерного удара, но и продолжать работу. При подготовке проекта был даже произведен специальный расчет высоты волн от взрыва атомной бомбы в Севастопольской бухте и, в соответствии с ним, выбирались наиболее безопасные места для расположения входов и вентиляционных шахт. План был так грандиозен и трудновыполним, что к моменту прихода к власти Хрущева подземный город в Севастополе не был построен даже наполовину.
Многие подземные ходы недоступны для посторонних и сегодня – в них находятся воинские части Черноморского флота России. Военным принадлежат штольни в Инкермане и Сухарной балке. В последней расположен крупнейший в Крыму арсенал, где рядом с современным вооружением, которого хватит на небольшую войну, хранятся кортики царских времен, дремлют в дальних штольнях устаревшие рогатые мины. А рядом с арсеналом расположен Севастопольский институт ядерной энергии и промышленности со своим исследовательским реактором, к счастью, абсолютно безопасным. Подземными ходами источен и центральный городской холм. В них даже проложены пути для небольших вагонеток. В подземельях расположены склады, заводы и многое другое.
В Балаклаве поныне сохранилась уникальная подземная база подводных лодок, так называемый объект 825, строительство которого началось в 1958 году. База представляла собой трехсотметровый дугообразный подземный канал, входы в который закрывались стальными воротами. К каналу примыкал подземный сухой док, в котором одновременно могли ремонтироваться две подводные лодки, и судоремонтный завод с несколькими цехами-тоннелями. Транспортные штольни вели от набережной канала к складам торпед и топливным резервуарам. В отдельном тоннеле хранились ядерные боеголовки. Вместе с дивизионом подлодок в горе Таврос могло спрятаться все население города и три года существовать без поддержки из внешнего мира... После того, как в начале 1996 года части Черноморского флота покинули Балаклаву, подземная база была брошена и в течение буквально нескольких недель пришла в полный упадок. Городские власти создали на базе бывшего секретного объекта музей.
Объект 225 – один из самых крупных в бывшем СССР командных пунктов, на который в случае ядерной войны должно было прибыть командование советским флотом. Этот объект строился в 80-е годы прошлого столетия на восточном склоне горного массива высотой более 200 метров у села Морозовка в 19 км от города. В глубине скалы было сооружено два четырехэтажных комплекса с коридорами, которые перекрывались на входах массивными противоатомными дверями со шлюзовыми камерами. Хитроумные запоры, задвижки, фильтры надежно защищали обитателей бункера от отравляющих газов и радиоактивной пыли. На вершину скалы должны были быть выведены волноводы антенн для космической связи с кораблями и подводными лодками.
Многие военные объекты остаются для непосвященных тайной. Немногие, например, знали, что возле села Красный Мак, что недалеко от Севастополя до недавних лет скрывалось в скалах хранилище ядерных боеголовок.
По оценке одного из военных специалистов, под Севастополем за 200 лет было построено около 60 защищенных командных пунктов, узлов связи, передающих и приемных пунктов, АТС, более 100 защищенных береговых батарей, подземных сооружений в том числе и для ракетных установок, свыше 100 пороховых погребов, хранилищ для ракетного и торпедного вооружения, мин, артиллерийского вооружения, ядерных боеприпасов и особо опасных взрывчатых веществ, около 150 подземных хранилищ для технического имущества, топлива, продовольствия и другого воинского имущества, более 200 убежищ и укрытий для личного состава флота и населения города. Общая площадь подземного пространства под городом превышает 350 тысяч квадратных метров.
Размещаются в подземных сооружениях и мирные объекты. В Инкерманских штольнях и подземельях в районе Севастопольского железнодорожного вокзала расположились винзаводы. В штольне, вход в которую ведет из опорной стены на улице Гоголя, работает ветеринарная клиника. Большое бомбоубежище под центральным городским холмом несколько лет является «Клубом «Бункер». В извилистых коридорах со множеством железных дверей стены украшены настенной росписью, есть даже вариации на тему египетских гробниц.
Говорят, что полной карты подземного Севастополя, не существует вообще. Городские коммунальные службы знают «свои» канализационные коллекторы и тоннели теплотрасс, электрики и связисты – кабельные штольни, специалисты гражданской обороны – бомбоубежища, военные – командные пункты и арсеналы. Но гораздо больше подземных улиц пребывает в запустении и живут своей жизнью... Самыми осведомленными «обитателями» подземелий являются, несомненно, севастопольские диггеры.
И все же подземный Севастополь хранит еще немало тайн. В каждом районе города есть свои легенды о ходах под бухтами, о неизвестных подземных цитаделях с горами боеприпасов и не эвакуированных в войну ценностей, о лазах, по которым, якобы, можно попасть на секретные военные объекты, об обитателях подземелий... Полностью подтвердить или опровергнуть их не представляется возможным.
simblago.com