Современные складные ножи давно шагнули за рамки прагматичной утилитарности бытового режущего инструмента. Отдавая значительную сумму за элегантную вещицу, покупатель рассчитывает на продолжительную сохранность ее товарного вида и рабочих свойств. Увы, через пару месяцев появляется помутнение некогда идеальной полировки, ухудшается плавность работы шарнира и на свет вылезают прочие портящие внешний вид мелочи. Ответы на вопросы о том, кто виноват и что делать, в данном случае просты - ответственность за полноту и своевременность ухода за ножом всецело ложится на его владельца.
СМАЗКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ
Когда начинать ухаживать за новым ножом? Как ни парадоксально — сразу после его покупки. Отправляя свое изделие в торговую сеть, производитель меньше всего хочет получить его назад по причине повреждения при перевозке или хранении. Для чего заблаговременно предпринимает меры — производит консервацию ножа.
Для консервационных смазок (как правило, это технические вазелины и разнообразные предохранительные составы) наиболее важным свойством является их способность защищать находящуюся под ними поверхность от неблагоприятных факторов. Эти свойства определяются их способностью удерживаться на защищаемых поверхностях при механических воздействиях, смываться водой, а также сроком службы. Так что даже если нож куплен в коллекцию без прицела на его практическое использование, то рано или поздно все равно придется заменить старую, частично полимеризовавшуюся, консервационную смазку новой.
Если консервационную смазку оставить в шарнире активно используемого ножа или мультитула, то его владельца вскоре ожидают малоприятные вещи. Неприятности обычно начинаются с довольно тугого раскладывания и кончаются тем, что вся грязь (в том числе естественный природный абразив SiO2, проще говоря — песок), скопившаяся в кармане или сумке, со временем оказывается налипшей в труднодоступных местах модели, еще более ухудшая плавность работы шарнира, царапая пятку клинка и плашку. Попытка капнуть в такой шарнир жиденьким бытовым маслом из бабушкиной масленки для смазки швейной машинки чревата еще большими проблемами: получившаяся «смесь» быстро полимеризуется и застывает, а открытие клинка теперь может стоить уже сорванного ногтя или пореза.
Удалить консервационные смазки при чистке не так уж просто, так как они специально рассчитаны на противодействие механическому удалению и смыванию. К числу наиболее распространенных средств борьбы как с консервационной смазкой, так и обычной грязью относятся растворители, или сольвенты. Предварительно стоит убедиться в их безопасности для материалов рукояти в малозаметном месте. Особая статья — антиквариат. Тут первым делом стоит обратиться к специалисту, так как главное правило работы с предметами, представляющими историческую ценность, аналогично заповеди врачей — «Не навреди!»
Для очистки современных изделий неплохо зарекомендовал себя популярный состав WD-40. Весьма недурны растворители старого масла и грязи для мото- и велоцепей. Также в сетях магазинов для автолюбителей широко представлены средства по уходу за внутренней отделкой автомобилей — резинами, пластиками, цветными металлами. После аккуратного пробного применения такого средства в малозаметном месте они весьма помогут качественной и быстрой очистке рукоятей из микарты, текстолитов и различных пластмасс, особенно с рифленой поверхностью. Для чистки цветных металлов подойдет старомодный «Асидол» либо современные эмульсии для чистки посуды из нержавеющей стали. А вот злоупотреблять популярной пастой ГОИ не стоит: это зеленое средство так хорошо забивается в мельчайшие щели и трещинки, что извлечь ее оттуда потом крайне сложно.
Для удобства избавления ножа от грязи, наряду с «химией», целесообразно использование и механических средств: суконных и бумажных салфеток, щеток, ватных тампонов, палочек и зубочисток. Расходные материалы не надо экономить — грязь надо удалить полностью хотя бы из элементарных соображений гигиены. Завершающий этап чистки — итоговое обезжиривание очищенных поверхностей, проводимое с помощью метилового спирта, «уайт-спирита» или спреев для очистки мониторов компьютеров. Старайтесь проводить его в перчатках, чтобы не насажать жирных отпечатков пальцев. После обезжиривания можно проводить закладку либо свежей эксплуатационной смазки (например, в шарнир), либо переходить к консервации изделия, ношение и использование которого в обозримом будущем не планируется. Чем смазывать сам клинок, вопрос весьма индивидуальный. Низкоуглеродистую нержавеющую сталь класса 420 или 425 на рабочем ноже можно вообще ничем не смазывать: достаточно своевременно отмывать от грязи водой и протирать. Углеродистые клинки «янаги ба» японцы смазывают маслом камелии. Прагматичные соотечественники предпочитают для углеродки касторку. Растительные масла безопасны для здоровья, но крайне недолговечны, поэтому годны для тех клинков, что достаточно часто находятся в работе. Если нож не планируется использовать для приготовления еды, то вполне уместно использование различной бытовой химии. В частности, неабразивная полироль для чистки хромированных частей автомобилей и мотоциклов помогает не только защитить клинок мачете или лопасть топора от влаги при длительном полевом выходе, но может быть рекомендована как консервационное средство длительного хранения, работающее лучше, чем традиционно используемые для консервации воски и церезин. Вообще же часто используемые клинки повседневных ножей вполне достаточно содержать в чистом и сухом виде.
ТЯЖЕЛЫЙ СЛУЧАЙ
Однако случилось страшное. Как вы не следили за своим любимцем, но от «веснушек» питин-говой коррозии его не уберегли. Отчаиваться не надо. Первым делом хладнокровно оцениваем «размер бедствий» с помощью обычной зубочистки. Очистив ею часть наиболее глубокой каверны, можно сделать предварительный вывод о необходимом объеме дозированного воздействия на клинок. Достаточно часто на клинках из коррозионно-стойких сталей такие пятнышки являются всего лишь поверхностными. Их легко удалить канцелярским ластиком либо бывшей в употреблении зубной щеткой с обрезанной на 2/3 щетиной, суконкой и небольшим количеством мелкоабразивной автополироли.
Если коррозия сформировала легкое повреждение поверхности, то и от этой беды можно избавиться автополиролью. Только брать придется абразивную полироль для удаления царапин. После удаления следов коррозии доводим поверхность до кондиции суконкой с мелкоабразивной полиролью. Если же следы остались глубокие (а также если поверхность клинка сатинированная или матированная), придется сделать нелегкий выбор: примириться с оставшимися на поверхности кавернами или распрощаться с заводской обработкой поверхности. В последнем случае берем в том же любимом автомагазине специальные абразивные мочалки (ScotchBrite, продукция фирмы ЗМ) и избавляемся от следов коррозии. В особо тяжелых случаях можно воспользоваться мелкозернистой наждачной бумагой. Итоги работы абразивными инструментами надо обязательно заполировать, так как все оставшиеся мелкие риски и царапинки представляют собой потенциальные очаги коррозии.
ЭТОТ ДЕЛИКАТНЫЙ ШАРНИР
Плавность работы шарнира складного ножа может многое поведать о его владельце. Тут даже не надо поминать тонко настраиваемые механизмы дорогих импортных автоматических ножей: их самостоятельное обслуживание иногда требует квалификации часовщика. Производители подобных изделий не рекомендуют лезть внутрь автомата, стращая любознательных отменой «пожизненной гарантии» в случае попыток разобрать нож. Однако уход за шарниром обычного складного ножа — занятие неизбежное. Без него на определенном этапе работы складной нож становится конструктивно сходен с нескладным.
В вопросе ухода за неразборным шарниром производитель особого простора для маневра владельцам не оставляет. К примеру, швейцарские производители рекомендуют промывание шарнира мощной струей воды с последующей сушкой узла феном. Для особо тяжелых случаев подойдут все те же вело-мото-дегризеры-сольвенты, которые в сочетании с мощной струей воздуха из компрессора способны очистить даже весьма запущенный шарнир. После сушки и обезжиривания в такие шарниры в небольшом количестве закладывается смазка, выступившие наружу излишки которой подлежат удалению. Определить наличие излишней смазки помогут нескольких пробных циклов раскрытия-складывания. Иной смазчик-любитель столь щедр, что нож не только пачкает чехол и карман, но еще и шарнир намертво прихватывается свежим морозцем. И здесь очень хорошо себя зарекомендовали байкерские антифрикционные смазки для цепей, которые в придачу обеспечивают хорошее сочетание вязкости, износостойкости и коррозионной защиты.
Трение в шарнире складного ножа имеет двойственную природу. В момент покоя на участках контакта двух плоскостей образуются так называемые «адгезионные мостики» — места, где трущиеся поверхности «сцепились» силами молекулярного притяжения. В момент раскрывания или складывания ножа эти «мостики» рвутся, а поворачивающиеся вокруг общей оси плоскости начинают деформировать друг друга своим микрорельефом. При этом значительная шероховатость сопряженных поверхностей обеспечивает существенные микродеформации, вследствие которых клинок открывается туже. Если же поверхности притерты друг к другу идеально, то трение создается большим количеством «адгезионных мостиков», затрудняющих раскладывание клинка. Поэтому для шарниров, работающих без смазки, оптимальной по значениям трения и износа считается шероховатость в интервале 0,20—1,40 мкм. Некоторые пользователи идут на сознательный отказ от закладки смазки, считая небольшое трение хорошо приработанного шарнира вполне допустимой платой за отсутствие возни со смазкой.
Сущность борьбы с трением в разборном шарнире заключается в изоляции трущихся поверхностей за счет помещения между ними антифрикционных шайб или смазочной пленки. Очевидным недостатком традиционной смазки является ее неизбежное разрушение, после чего (под действием трения, абразивных частиц и влаги) шарнир начинает заедать. Поэтому смазку необходимо регулярно обновлять. При использовании более долговечных антифрикционных шайб трение снижается за счет применения особых материалов — металлических (латуней и бронз) или самосмазывающихся пластмасс (композиций, содержащих полимеры типа фторопласт-4 с наполнителями — графитом, дисульфидом молибдена и пр.), — обладающих низкими коэффициентами трения и высокой износостойкостью. Главным недостатком шайб является неспособность защитить шарнир от вездесущей коррозии.
Новое направление снижения трения — специальные метал-лоплакирующие смазки, сочетающие достоинства смазок и антифрикционных шайб. Они содержат поверхностно-активные вещества, образующие антифрикционные металлические пленки при трении или нагреве защищаемых поверхностей. Так, популярное средство Militec-1 на основе углеводородов разлагается в зоне контакта при трении и температуре с образованием на защищаемых поверхностях «безызносной» пленки, способной обеспечить и неплохую защиту поверхности от коррозии. К сожалению, шарнир ножа представляет собой систему трения, которая открыта для воздуха, пыли и воды, поэтому даже защитные пленки, созданные с помощью самых продвинутых средств по уходу, нуждаются в регулярном «освежении», пусть и не столь частом, по сравнению с традиционными смазками.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
В конечном итоге, как ухаживать за ножом и какие средства для этого использовать, — личное дело его владельца. Ведь и внешний вид ножа, и надежность работы его механизма определяются в первую очередь не столько экзотичностью и стоимостью средств ухода, сколько полнотой и своевременностью самого ухода. Грамотное использование современных средств чистки и сбережения позволит не только сократить время на уход за ножом, но поможет максимально долго сохранить его первозданный вид и рабочие характеристики. Разве не достоин этого качественный инструмент для личного пользования?