На последнем собрании общественного совета ЧАЭС, которое состоялось еще 24 апреля 2014 года, был рассмотрен один из принципиальных вопросов существования чернобыльской зоны отчуждения.
Причины сокращения площади чернобыльской зоны
Общественный совет поднял вопрос о необходимости реформирования современного статуса территории чернобыльской зоны отчуждения. В частности, по мнению работников ЧАЭС, на данный момент существуют юридические основания для выполнения следующих изменений:
- Согласно «Положение о радиационной безопасности и радиационной защите на территории зоны особой радиационной опасности ГСП ЧАЭС санитарно-защитной зоны ЧАЭС» существует возможность для закрепления территории десяти километровой зоны вокруг ЧАЭС за Чернобыльской АЭС в качестве санитарно-защитной зоны;
- 10-ти км зона отчуждения должна быть закреплена в земельном кадастре Украины как территории, которые не будут возвращены в природопользование в протяжении ближайших нескольких сот лет;
- Территория вокруг ЧАЭС должна быть использована для развития инфраструктуры по обращению и захоронению радиоактивных отходов.
В ходе обсуждений были также затронуты вопросы дальнейшей судьбы территорий, который не войдут в 10-ти км санитарно-защитную зону ЧАЭС. Кроме этого, участники общественного совета обратили внимание на необходимость пересмотра законодательства в случае изменения статуса 30-ти км зоны отчуждения. Для сокращения территории зоны отчуждения необходимо изменить требования Закона Украины «О правовом режиме территории Чернобыльской зоны отчуждения...» и другие нормативы.
Как считает руководство ЧАЭС, которое инициировало пересмотр статуса 10-ти км зоны отчуждения, сокращение территории чернобыльской зоны приведет к снижению затрат бюджета Украины на ее обслуживание.
На совещании присутствовали:
От ГСП ЧАЭС:
Грамоткин И.И. - генеральный директор ГСП ЧАЭС;
Билык А.А. – директор технический (-главный инженер) Чернобыльской АЭС
Сейда В.А. - первый заместитель генерального директора ЧАЭС (по планированию и снятию с эксплуатации)
Новиков А.Е. – заместитель директора технического (по безопасности) ГСП ЧАЭС
члены Общественного Совета ЧАЭС:
Парашин С.К., Зиненко А.Т., Спектор Б.Н., Щербина В.Г., Яшин Е.М., Купный В.И.,
Бронников В.К., Кучинский В.К., Штейнберг Н.А.
Современный статус 10-ти км зоны отчуждения
Несколько слов о современном статусе 10-ти км зоны отчуждения. Согласно действующему законодательству территория в пределах 10-ти км радиуса вокруг Чернобыльской зоны отчуждения относится к первой радиационно-режимной зоне. Всего таких зон на территории Чернобыльской зоны отчуждения три. Особенность 10-ти км зоны заключается в том, что на этих территориях проведения радиационно-опасных работ проводится по специальным программам, которые согласованы с регулирующими органами согласно до действующих нормативно-правовых актов по радиационной безопасности Украины. В случае необходимости, проведение особо опасных работ проводится по специальному регламенту с соответствующим дозиметрическим надзором. На этих территориях проводится постоянный строгий радиационный дозиметрический контроль.
Площадь этих территории составляет около 560 квадратных километров. На этих территориях находится 18 брошенных населенных пунктов, включая город Припять и военный городок Чернобыль 2. Уровни поверхностного загрязнения почвенно-растительного покрова находится в пределах от 1500 Кюри на кв. км (участок Рыжий лес) до 15 (юго-западная часть границы 10-ти км. зоны отчуждения).
Вместе с тем, согласно нормативным документам Чернобыльской АЭС 10-ти км часть зоны отчуждения уже являться санитарно-защитной зоной. Так, согласно документа «Контрольные уровни радиационной безопасности» (41П-С). Санитарно-защитная зона ЧАЭС (10-км зона – зона особой радиационной опасности ЧАЭС) - территория вокруг ГСП ЧАЭС, где уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации может превысить квоту лимита дозы для категории В (карта зоны особой радиационной опасности ЧАЭС, согласованная МОЗ Украины 23.07.97 и утвержденная 10.09.97).
Термин санитарно-защитная зона
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - территория вокруг радиационно-ядерного объекта, где уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации может превысить квоту предела дозы для населения категории В. В СЗЗ запрещается проживание населения, устанавливаются ограничения на производственную деятельность, которая не имеет отношения к радиационно-ядерному объекту, и где проводится радиационный контроль.