Что такое многоканальная музыка?
Это музыка, записанная не в обычном стерео (два канала - звук идет из двух колонок), а в большем количестве каналов. Это может быть
а) 3 канала. Фронтальные (левый и правый) + центральный канал. Такая запись обеспечивает значительно лучшее восприятие и локализацию солирующего инструмента или голоса.
б) 4 канала - Фронтальные + тыловые (левый и правый). Такая запись уже может демонстрировать перемещение звука в двухмерном пространстве - вокруг слушателя.
в) 5 каналов - Фронтальные + тыловые + центральный канал. Это самая оптимальная комбинация для создания эффекта присутствия. Звуки может "находиться" в любой точке вашей комнаты.
Дополнительно может использоваться сабвуфер, для воспроизведения низкочастотных сигналов.
Чем же музыка в упомянутых форматах лучше обычной стерео?
Использование многоканальной записи позволяет достичь совершенно нового уровня вовлеченности слушателя в музыкальное произведение.
Качественная стереозапись только лишь показывает, что то происходит перед вами на сцене. Это как смотреть на красивый пейзаж из окна, сколь угодно чистого и большого. Как только звукорежиссер включает в дело дополнительные колонки - вы оказываетесь в той самой атмосфере, которую создают музыканты.
Почему такое возможно ? У человека ведь всего два уха!
Коротко : механизм слуха позволяет определить местонахождение источника звука не только в одномерном пространстве (левее-правее), но и в трехмерном - объемном. В разной степени определяется положение сигнала слева-справа, сверху-снизу и спереди-сзади. Из-за этого для воспроизведения объемной звуковой панорамы недостаточно двух колонок.
В любом случае, вопрос о преимуществах систем 5.1 уже неактуален - об этом говорит стремительно возрастающий спрос на домашние кинотеатры и все больший их ассортимент.
Говоря о м. музыке, следует отметить очень важную особенность : ее создание (создание "многоканального микса") это самостоятельный вид творчества. Недостаточно взять и записать имеющийся альбом в модном формате - тогда просто не будет разницы между таким диском и стерео CD ! Нужно обладать талантом и для получения результата. К сожалению, пока качественно записанных дисков SACD и DVD-Audio не так уж и много. Часто встречается откровенная халтура - когда из стерео записи сделана 4х или более- канальная простым дублированием фронтальных каналов на остальные. Прослушивание такого диска не вызывает никакого интереса, не говоря уже о желании купить новый альбом.
Квадрафонический (или квадрофонический) звук
Только в конце 80-х - начале 90-х годов развитие домашних кинотеатров вывело интерес к многоканальным записям на передний план, хотя и в совершенно иной форме.
До гибели технологии было выпущено довольно большое количество квадрафонических записей, некоторые из которых были позже переизданы на SACD, DVD-Audio, DVD (CD).
Классификация
Квадрафонические системы подразделялись на следующие группы:
Системы дискретной квадрафонии (4-4-4) имели четыре раздельных канала для приема, передачи и воспроизведения акустической информации;
квазиквадрафонические системы (4-2-4) подразделялись на стереоамбиофонические и матричные. Они имели четыре канала приема информации. Путем преобразований создавались два сигнала для передачи по двум линиям связи. На приемном конце с помощью специального устройства происходило обратное преобразование и восстановление четырех сигналов;
псевдоквадрафонические системы (2-2-4) имели два канала приема акустической информации (две группы микрофонов), два канала связи и четыре канала воспроизведения.
Все многоканальные системы, в том числе и квадрафонические, являются стереофоническими, но так сложилось, что под стереофонической системой понимается самая простая из них — двухканальная, а под квадрафонической — четырехканальная.
Из всего многообразия квадрафонических систем ниже будут рассмотрены лишь те, которые получили наибольшее распространение в звуковоспроизведении и грамзаписи.
Совместимость
Одним из основных требований к любому способу квадрафонической звукопередачи являлась его совместимость с существующими двухканальными и монофоническими системами записи-воспроизведения.
Под совместимостью понимали возможность воспроизведения квадрафонической записи на двухканальном или монофоническом устройстве, а двухканальной и монофонической записи — на устройстве, предназначенном для квадрафонического воспроизведения.
Под обратной совместимостью понимали возможность применения квадрафонической аппаратуры для воспроизведения двухканальной и монофонической записи.
Важность выполнения требований совместимости определялась тем, что большинство студийных записей на магнитную ленту (для радиовещания и производства грампластинок) выполнялись стереофоническими (в двухканальном варианте).
Дискретные форматы
Как и предполагает название, в дискретных форматах изначальные четыре аудиоканала пропускались через четырёхканальное передающее средство, далее через четырёхканальную воспроизводящую систему направлялись на четыре громкоговорителя. Такая система носит название «4-4-4». Для передачи 4 отдельных сигналов надлежащим образом, они должны быть все одновременно линейно выровнены для воспроизведения на выходе.
Признанная аудиофилами лучшей среди старых квадрафонических форматов, эта система базировалась на магнитофонной ленте 1/4" (6,25 мм), полностью дискретная и полнодиапазонная (в отличии от картриджевой системы Q8, обладавшей укороченным динамическим диапазоном). Эта система была доступна только в США. Проигрыватели были или специально-предназначенные «квадрамашины», или 4-х дорожечные катушечные магнитофоны, как правило работающие на скорости 7.5 дюймов в секунду (двойной скорости 8-ми трековой системы), предоставляющие ещё более высокое качество звучания.
Недостатком квадразаписи на четырехдорожечном магнитофоне являлась необходимость перемотки ленты после каждого прослушивания и плохая совместимость с обычным двухканальным воспроизведением. При двухканальиом воспроизведении будут слышны или два передних, или два задних сигнала дискретной квадрафонии. Для получения совместимости нужно было бы воспроизводить одновременно в одном канале дорожки 1 и 2, а в другом — дорожки 3 и 4. С этой точки зрения более перспективной считалась квадразапись на восьмидорожечном магнитофоне.
Quadraphonic 8-Track была «дискретной 4-х Канальной Ленто-Картриджной Системой» (discrete 4-Channel Tape Cartridge system), представленной RCA в сентябре 1970, называвшейся QUAD-8 (позднее сокращенной до Q8 из-за предъявления прав на товарный знак от английской компании Quad.CO). На вид формат был почти таким же как «восьмидорожечное стерео» (Stereo 8-track tape), отличаясь небольшой выемкой в верхнем правом углу картриджа. Она служила сигналом квадрафоническому 8-мидорожечному проигрывателю объединять нечётные дорожки как аудио каналы "Программы 1", а чётные дорожки как каналы "Программы 2". Формат не был полностью совместим со стерео или моно проигрывателями – хотя квадрафонические проигрыватели и играли 8-мидорожечное стерео, но при проигрывании квадрафонических записей на стерео проигрывателях воспроизводилась только половина записи.
Некоторые стерео (двухканальные) 8-митрековые проигрыватели симулировали квадрафонический звук, расширяя стерео, но это не давало нужного эффекта.
К 1973 году были распространены около 200 «квадракартриджей» против 50-ти Q4 записей.
EV / Stereo-4
EV – разработка Electro Voice, также известна как Stereo-4. Несмотря на мощный промоушн со стороны сети магазинов RadioShack в США, всего несколько записей было закодировано в этом формате. Декодеры Stereo-4 особенно хорошо справлялись с созданием правдоподобного эффекта 4-х канального звука из 2-х канальных стерео записей.
DY / Dynaquad
DY - разработка Dynaco, также известна как Dynaquad. Четыре динамика размещались в форме алмаза (центр-фронт, центр-левый, центр-тыл, центр-правый). Кодирование было необычным, поскольку не использовались 90-градусные двигатели фазы. Всего несколько записей было закодировано в этом формате.
Гораздо проще использовать патент Dynaco, если оставить динамики на привычных правых и левых передних и задних позициях. Левый и правый задний динамики подсоединяются к двухканальному стерео усилителю через пассивную матричную схему, а передние динамики остаются подключенными напрямую к усилителю. Материал, записанный с центрального, не направленного микрофона (так называемой диаграммы почковой чувствительности), расположенного перед оркестром, добавляет ощутимую разницу в поперечном сигнале стерео записи. Когда такой поперечный сигнал пассивного динамика матрицируется на задние каналы, достигается недорогой квази-квадрафонический эффект (патент предписывает использование одного постоянного 10 ohm резистора и трёх непостоянных 20 ohm резисторов, расположенных в форме звезды). Особенно хорошее впечатление обстановки концертного зала достигается такой системой для классической музыки.
Dynaco продавала этот матричный разъём со встроенным большим тройным высоко-ваттным потенциометром, стоимостью порядка 70 евро по сегодняшним меркам. Радиолюбители могли сами сделать эту схему гораздо дешевле, например, при помощи четырёхпозиционного переключателя (четыре шага уровня для заднего звука от мин. до макс.), используя постоянные резисторы, к примеру, 20, 10, 5 и 0 (на замыкание) ohm. Поскольку на практике по сути применялся только самый высокий уровень, то возможна установка фиксированного 10 ohm резистора, который почти ничего не стоит.
Отметьте, что система требует более-менее плоских кривых сопротивления для правильной работы тыловых динамиков, что было характерно для времён ламповых усилителей. Ламповые усилители обладали постоянным сопротивлением на широкой линии и лучше всего работали с динамиками с высоким КПД. Позже, когда начали использовать транзисторные усилители, динамики стали утрачивать эту особенность конструкции. (Низкое сопротивление означало более высокую мощность на выходе усилителя, компенсирующую пониженный КПД таких конструкций.) Система лучше всего работала при использовании транзисторных стерео усилителей, фронтальных динамиков с низким КПД и высокоэффективных тыловых динамиков с постоянным сопротивлением.
Matrix H
Matrix H была системой, разработанной инженерами BBC для передачи квадрафонического звучания по FM радио так, чтобы была совместимость с существующими моно и стерео приёмниками. Несколько квадрафонических программ были созданы для "Радио "3" и "4", включая ряд пьес и Променад концертов, а "Радио 1" проводило сессии квадрафонических записей для разных групп. Термин «Н» не имел определённого смысла: они назвали первую разработанную матрицу "Матрица «А»", а потом прошли по алфавиту.
Позже BBC сотрудничала с разработчиками из Ambisonics для создания BBC/NRDC System HJ. Она базировалась на полях доступа, сконструированных так, чтобы включить модифицированные версии и Matrix H и прототипа двухканального кодирования Ambisonics, известного как System 45J. Впоследствии Nippon-Columbia UMX матрица была принята за стандарт, приведя к финальному наименованию UHJ, ассоциируемому с Ambisonics.
Система ABC
Также известна как "ABC-Стерео". Ещё одна матричная (квазиквадрафоническая) система. Разработана фирмой "Мелодия" в России (СССР) на закате "квадрафонии". Её основным отличием от других известных систем в расположении громкоговорителей по системе «трапеция» и в значении коэффициентов кодирования и декодирования. Декодер в системе ABC не содержал широкополосных фазовращателей и элементов логики. По качеству звучания она не уступала системам SQ и QS. Система ABC также является совместимой с обычной стереофонией.
Официально выпустили несколько пластинок в этом формате, поэтому к названию системы можно добавить "Экспериментальная".
Квадрафоническое вещание
Разрабатывались также системы квадрафонического радиовещания.
Разработчикам предъявлялись следующие требования:
Должна быть обеспечена передача на одной несущей частоте четырех практически независимых сигналов в полном диапазоне звуковых частот (30 — 15 000 Гц)
Уровень искажений передаваемых сигналов должен находиться ниже уровня заметности и практически зависеть только от качества применяемой передающей и приемной аппаратуры
Cистема должна обеспечить техническую совместимость с монофоническим / двухканальным стереофоническим приемом. Это означало, что при моноприеме должен был приниматься сигнал суммы всех четырех каналов Л1+Л2+П1+П2, а при стереоприеме в левом канале должна приниматься сумма левых сигналов Л1+Л2, а в правом — сумма правых сигналов П1+П2
Система не должна существенно уменьшить зоны обслуживания передающей радиостанции в квадрарежиме по сравнению со стереорежимом, т. е. несущественно ухудшаться отношение сигнал/шум и снижаться устойчивость к помехам от соседних радиостанций
Введение системы в действие не должно требовать коренных изменений схемы и конструкции передающей аппаратуры (например, замены действующих УКВ передатчиков)
Система не должна требовать дорогого и сложного декодера в приемнике, а также резкого усложнения высокочастотного приемного тракта
Система должна создаваться на базе уже существующей и действующей системы двухканального стереофонического радиовещания
В итоге было разработано несколько разных по принципу работы систем.
Было несколько попыток экспериментировать с радиовещанием (например, концерт Клиффа Ричарда на BBC). Одной из самых долгоживущих радиотрансляций была WQSR-FM "Quad 102 1/2" в Сарасоте, Флорида. Почти все 70-е эта станция передавала сигнал, который можно было принимать на две разные станции при помощи обыкновенных стерео приёмников. В дополнение музыкальная станция KKHI в Сан-Франциско транслировала записи из "Сан-Фрациско Опера" в «совместимом» (то есть с матричным декодированием) квадрафоническом формате в 70-х годах.
Но все эти разработки не получили нужного продолжения из-за позднего одобрения Федеральной Комиссией Связи «FCC» квадрафонического FM радиовещания и определения единственного стандарта приёма / передачи информации.