Отправляемся в путешествие по местам бывшего величия СССР.
В советские времена зевак сюда не подпустили бы и на пушечный выстрел, а сейчас некогда секретные объекты может посетить любой турист.
Объект 76
Оружие третьей мировой войны - первые атомные бомбы, здесь собирали вручную. Единственным средством защиты был спирт и... белые перчатки. Так и рождались на свет "шарики", способные растереть человечество в порошок. Хранилище ядерного арсенала в урочище Кизилташ под Судаком на Южном берегу Крыма до сих пор несет на себе отпечаток грифа "Совершенно секретно".
Подъезд к секретному объекту |
"Предприятие почтовый индекс 105", "Феодосия-13". Так многие годы называли на сухом языке военный объект, расположенный всего минутах в двадцати езды от Судака. Во времена СССР простому смертному проехать сюда можно было лишь при наличии визированного военным ведомством заветного пропуска. О неукоснительном соблюдении правил предупреждали дорожные знаки, за этим следила не одна пара вооруженных глаз. Ныне о прошлом напоминают покосившиеся остовы контрольно-пропускных пунктов да свернувшиеся в клубок, словно ядовитые змеи, куски колючей проволоки.
Вход |
Секретность была своеобразной. С одной стороны, название Краснокаменка можно было отыскать на топографических картах. С другой - до сих пор маршрутки, приходящие из Феодосии, конечным пунктом назначения называют "Урочище". Прописка у жителей поселка тоже была секретной. В паспорте могло значиться "Феодосия-13".
Вентиляция законсервирована |
В 1951 году СССР и США стали на путь ядерной гонки. Военные понимали: атомную бомбу в чемодан не засунешь. Для хранения "игрушек" требовались особые условия.
Зловещие коридоры |
Говорят, "666" - число дьявола. Несмотря на "дьявольскую начинку", объект носит название "трех семерок". 7-а, 7-б, 7-в и центральная - так именовали пронзившие гору подземные штольни. Центральный тоннель-"подкова" в сердце скалы тянется почти на два километра. По расчетам специалистов, скала способна выдержать прямое попадание ядерной бомбы. При этом система энергообеспечения устроена так, чтобы "выжить" после ядерного взрыва.
Территория хранилища |
Если основная подстанция может быть стерта в порошок, то уж резервная, находящаяся вне зоны взрыва, обеспечит функционирование объекта. Причем среди военных были люди с романтическим складом ума. "Девичья грудь", "Космос" - топографические обозначения участков местности на ядерном объекте придумал полковник Алексей Кольцов.
Как добраться:
База находится в урочище Кизилташ под Судаком на Южном берегу Крыма.
Щелкинская атомная электростанция
Энергоблок |
Крымскую АЭС начали строить в 1975-м году. По проекту, она должна была обеспечивать электроэнергией весь Крым. В 1984-м ее даже объявили Всесоюзной комсомольской стройкой. В самый разгар строительства в день осваивалось по два эшелона стройматериалов.
Повсюду битый кирпич и крошки бетона. На заднем плане - первый энергоблок и инженерный корпус |
Сейчас этот заброшенный объект занесен в Книгу Рекордов Гиннеса как самый дорогой атомный реактор в мире. Который, впрочем, так и остался непостроенным.Но в 1987 году, когда готовность станции составляла около 80 процентов, строительство решили заморозить. Главные причины такого решения - катастрофа на Чернобыльской АЭС и неблагоприятная экономическая ситуация в СССР.
Транспортный коридор энергоблока |
Как добраться:
На данный момент станцию активно демонтируют, и через несколько лет от нее уже ничего не останется.
Станция находится на берегу солёного Акташского водохранилища, рядом с Щелкино.
GPS: N 45 23.0900 E 35 47.1240
Лунодром
Антенна-тарелка |
В Симферопольском районе в эпоху покорения космоса располагался настоящий лунодром, причем — единственный в СССР. Это место выбрал главный конструктор ракетно-космических систем СССР Сергей Королев.
В 1962 году Никита Хрущев провел из командного пункта в Школьном первый сеанс радиосвязи с космонавтами — Поповичем и Беляевым.
Между руинами зданий легко можно заметить небольшой холм, а вокруг него — круглые кратеры. Сейчас земля здесь заросла сорняками, а в 70-х годах это место имитировало лунную поверхность. На специально отведенном участке испытывали луноходы и даже марсоходы.
Космическое прошлое |
7 ноября 1970 года "Луноход-1" был отправлен к месту работы — за 400 тысяч километров. Управление аппаратом осуществлялось из Школьного при помощи огромной антенны-тарелки. За год работы "Луноход-1" преодолел расстояние в 10 километров и передал на Землю более 25 тысяч снимков.
После развала Советского Союза все программы свернули, в том числе и по изучению Марса. А гарнизон потихоньку стал приходить в запустение. Последний солдат уволился из части в 1999 году.
С помощью этой антенны управляли луноходом |
Как добраться:
По трассе Симферополь — Евпатория, на 19-м километре сверните налево по указателю "Школьное". Доехав до центра поселка, вы увидите обелиск с антенной, установленный в честь космической базы. От него следует свернуть направо — эта дорога приведет вас прямо на территорию некогда сверхсекретного объекта космических войск СССР.
Форт Тотлебен (Крепость Керчь)
Крепость "Керчь" |
Крепость строилась под руководством выдающегося русского инженера, основоположника русской фортификационной школы Эдуарда Ивановича Тотлебена. В ней он претворил передовые идеи своего времени, проверенные боевым опытом. Укрепления строились после Крымской войны в течение 20 лет — с 1857 по 1877 года.
Крепость "Керчь" должна была стать единственной опорой Российской империи на Черном море. Укрепления располагались таким образом, что все суда, входящие в Азовское море, непременно попадали под огонь береговых батарей. Они состояли из центрального форта, который был возведен на высоте и по сторонам которого располагались два укрепления — Минский и Виленский люнеты.
Вход |
Система укреплений была смешанной: бастионная и капонирная. Рвы частично высечены в скале. Керченская крепость более всех пунктов Крымского полуострова была способна к продолжительной и упорной обороне, поэтому Тотлебен высказал убеждение, что по окончании всех строительных работ "Керчь" станет лучшей из существующих крепостей.
Здесь размещались и настоящие казематы с камерами пыток, и дисциплинарный батальон. Долгое время в крепости располагались склады стратегического оружия Черноморского флота.
Войны и потрясения обошли стороной этот памятник фортификационной архитектуры. В крепости, несмотря на подрывы и бомбежки зданий во время Великой Отечественной войны, большая часть подземных и наземных казематов и сооружений сохранились.
Теперь здесь пусто |
Здесь можно осмотреть различные объекты и территории, представляющие историко-архитектурную ценность. Это крепостной ров, длиной 3 километра, глубиной в 5 метров и шириной около 15-ти. Сохранились 10 капониров, погреба для хранения боеприпасов. Потайные подземные переходы, соединяющие батареи и капониры с казармами и пороховыми погребами, — потерны.
Схема крепости |
В наиболее длинном подземном тоннеле, протяженностью более 600 метров, который соединяет форт Тотлебен с береговыми батареями, большая часть доступна для осмотра. Неплохо сохранились контрминные галереи — заранее прорытые тоннели для ведения подземной минной войны. Их около 80, общей длиной более 1, 6 километров.
Заброшенные здания |
Как добраться:
Крепость "Керчь", или форт "Тотлебен", находится на мысе Ак-Бурун, между центром Керчи и поселком Аршинцево.
Ядерная авиабаза
Вид на аэродром |
Все, что осталось от некогда оживленного аэродрома на Керченском полуострове близ озера Чокрак, — это взлетно-посадочная полоса длиной 3,5 километра и шириной около 100 метров, сделанная из прочнейших железобетонных плит, и несколько полуразрушенных зданий с выбитыми окнами, ангаров и наблюдательных вышек. Пожалуй, и сейчас на полосу вполне может приземлиться любой современный самолет, ведь прокладывалась она еще и как запасная под посадку "Бурана".
Когда-то здесь стояли самолеты |
В 1947 году, в соответствии с постановлением Советa министров СССР, в поселке Багерово началось строительство военной авиабазы ВВС "с целью авиационного обеспечения проведения воздушных ядерных испытаний и отработки технических средств доставки ядерных зарядов". Сроки формирования 71-го полигона были приурочены к лету 1949 года, первому испытанию ядерного заряда на Семипалатинском полигоне, в котором "багеровский" аэродром непосредственно участвовал.
В состав полигона входили три авиационных полка: 35-й отдельный смешанный бомбардировочный, 513-й истребительный и 647-й смешанный специального обеспечения. Но уже в начале 70-х годов полигон прекратил свое существование после того, как Советский Союз подписал международное соглашение о запрещении испытаний ядерного оружия.
А здесь координировали работу пилотов |
Как добраться:
По трассе Симферополь — Феодосия, поверните налево в сторону Багерово. Из центра поселка следует ехать по дороге на запад и по главной повернуть на север. Если вы оказались на дороге из бетонных плит, значит, вы на верном пути.