1. Новый сюжет, старый полностью вырезан.
2. В самом начале игры игроку предоставляется возможность выбора имени и иконки главного героя, а также сделать выбор - остаться вольным сталкером или же все-таки заключить контракт и стать военным. Развитие сюжета происходит сразу после событий, с которыми вы знакомы по оригинальной игре Сталкер Тень Чернобыля. По мере развития сюжета Вам предстоит общаться с множеством квестовых персонажей, при диалогах с которыми Вам будет предоставляться выбор, от которого будет полностью зависеть дальнейшее развитие сюжета и соответственно финал игры.
3. Концовок в игре несколько и какой она будет в вашем случае зависит только от Вас, кстати они будут происходить в разных местах. Исходя из этого становиться ясно, что мод Альтернатива обладает нелинейным характером прохождения сюжета. При выборе ключевых моментов строчки диалога будут отмечены оранжевым цветом - желательно перед этим делать сохранения.
4. Переходы на локации открыты с самого начала игры, но на карте и ПДА они не отмечены. Найти их помогут различные подсказки, внимательное чтение диалогов, а также различные карты, одна из которых в начале игры будет доступна для покупки у Бармена. Некоторые локации на карте отмечены не будут, а это значит что они по сюжету находятся за пределами Зоны и чтобы попасть на них нужно будет проявить смекалку и быть внимательным при прохождении.
5. В зоне появились новые мутанты и восстановлены ранее вырезанные, все обладают своими индивидуальными особенностями. Для того чтобы не возникало вопросов о дальнейших действиях при прохождении необходимо внимательно следить за приходящими смс, особенно выделенными красным цветом, читать диалоги и информацию, которая будет отображаться в вашем ПДА. И на первый взгляд безвыходные ситуации, которые могут возникнуть при прохождении мода Альтернатива, особенно это касается локации Мёртвый Город, можно избежать, так как их просто нет. Другими словами мод Альтернатива всегда предоставляет выбор игроку и выход всегда есть.
6. Иногда Вам будет необходимо добывать информацию из различных компьютеров и флешек, поэтому некоторые из них предстоит взламывать, прибегая к услугам хакера. Дополнительно, хабар и тайники некоторых группировок будут находиться в сейфах с кодовыми замками, которые, как Вы уже догадались, не вскрыть по старинке.
7. Обратите внимание на то, что некоторые персонажи, при наведении на них, будут отмечены красным цветом, но это не значит что по ним нужно сразу палить. Возможно у них есть что сказать Вам и зачастую некоторые задания можно будет выполнить без единого выстрела. Поэтому на базы враждебно настроенных группировок, которые располагаются на новых добавленных локациях, попасть можно без баталий, а мирно договорившись. Это касается и военного капитана Кузнецова, поэтому об этом не стоит забывать, так как не всегда выгодно вступать в бой с превосходящим противником.
8. Торговля в Зоне представлена в несколько не стандартном варианте, а именно, чтобы продать части тел мутантов и артефакты по выгодной для Вас цене, нужно будет покинуть Зону и продавать на локациях за периметром. Так как в Зоне торговцы в основном только продают, а не покупают.
9. В игру добавлены представительницы слабого пола, с которыми можно будет завести отношения. А флешка Стрелка будет содержать совершенно другую информацию. Стрелка Вам предстоит увидеть сразу по прибытии на вертолете в Зону Отчуждения, он встретит Вас и доведет до Бара, где и даст вам первые наставления о жизни в Зоне и направление для дальнейшего прохождения игры.