Оптическая иллюзия - впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее действительности, т.е. оптический обман зрения. В переводе с латыни слово "иллюзия" означает "ошибка, заблуждение". Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи. Некоторые зрительные обманы давно уже имеют научное объяснение, другие до сих пор необъяснены.
Анаморфозы
Анаморфозы - так называемые уродливые изображения предметов, нарисованные таким образом, что при рассматривании их с определенного места или с помощью известного оптического приспособления, они кажутся правильными и не искривленными.
Если глядеть на цилиндрическую отражающую поверхность, то там появляется изображение лица в узком и удлиненном виде. Если же, наоборот, держать перед такой цилиндрической зеркальной поверхностью изображение, на котором лицо нарисовано в столько раз шире, во сколько раз оно суживается зеркалом, то в зеркале это уродливо нарисованное лицо отразится совершенно правильным; аналогичное бывает при употреблении конических, пирамидальных зеркал и т. п.
Анаморфозы подобного рода, предназначенные для цилиндрических сферических зеркал, называются катоптрическими. Анаморфозы, которые дают правильное изображение рисунка при наблюдении с помощью стеклянного многогранника, называются диоптрическими.
Если анаморфозы нарисованы так, что они дают правильные изображения без помощи всяких инструментов при наблюдении их лишь с известного пункта, то они называются оптическими. Сюда относятся уродливые рисунки, которые кажутся правильными только при известном положении глаза, затем особые рисунки и картины, состоящие из полосок, расположенных в ряд наподобие кулис, дающие при наблюдении их с разных сторон разные изображения.
Плоские рисунки на листах бумаги превращаются в 3D картинки благодаря искусству японского художника Нагаи Хидеюки (Nagai Hideyuki). Художник воспроизводит иллюстрацию таким образом, что под определенным углом создается объемный эффект. Нарисованные художником персонажи выглядят так, словно перед зрителями открыта книжка-раскладушка.
Зрительные искажения
Иллюзии зрения или псевдоскопии — так называются неправильные представления о форме, размере, цвете и положении в пространстве предметов внешнего мира, возникающие под влиянием зрительных впечатлений. По причинам, вызывающим их, иллюзии зрения могут делиться на иллюзии:
1) проистекающие от оптических особенностей зрительного аппарата человека,
2) причина которых кроется в психике человека, в предвзятых, невольных суждениях и сопоставлениях, основанных на привычке связывать известное впечатление с явлением его вызывающей.
Нередко обе причины содействуют в образовании оптической иллюзии. По следствиям своим, оптические иллюзии могут либо представлять нам несуществующие предметы, либо искажать вид и положение существующих.
Иллюзии зрения относятся к явлениям психофизическим и по своей субъективности и разнообразию весьма трудно поддаются научному изучению. Над их исследованием и разысканием причин трудились Плато, Дельбеф, Гельмгольц и др., но и теперь еще эта область представляет почти совершенно темное поле в психофизике.
Игра с перспективой
В эту категорию включены изображения, которые порождают некую иллюзия только при просмотре с определенного места или под определенным углом.
Ложная перспектива усугубляется клетчатым полом, и рисунками на полу и потолке.
В результате оптической иллюзии, человек, стоящий в ближнем (к наблюдателю) углу такой комнаты, выглядит великаном, а находящийся в дальнем углу — карликом.
При передвижении человека из одного угла в другой, создается ощущение, что он увеличивается в размерах или уменьшается.
Иллюзии движения
Иллюзии объема
Анимационные картинки (в основном GIF-формата) с эффектами, перспективы, вращения, освещения, прозрачности и наложения текстуры, придающие объем сцене и реализующие 3D-иллюзию.
Невозможное
Cреди всего разнообразия оптических иллюзий особое место занимают так называемые невозможные фигуры. В отличие от большинства оптических иллюзий, которые направлены на то, чтобы сразу показать нечто неожиданное, они маскируются под обычные объекты, и лишь при внимательном рассмотрении можно увидеть в них что-то неправильное.
Невозможные фигуры получили известность после того, как в 1954 г. в «Британском журнале психологии» была опубликована статья известного английского математика Роджера Пенроуза. В ней говорилось о бесконечной лестнице и невозможном треугольнике, в котором на первый взгляд нет ничего необычного — только три бруска, соединенные друг с другом под прямым углом.
И лишь при более тщательном рассмотрении понимаешь, что такой треугольник не может существовать в нашем мире.
Статья Пенроуза заинтересовала Эшера, который написал три знаменитые литографии с невозможными конструкциями — «Водопад», «Восхождение и спуск» и «Бельведер». Работы Эшера, в свою очередь, вдохновили на творчество многих художников по всему миру.
Невозможный подшипник, построенный на идее формы ленты Мебиуса. Изображение является результатом "чистого" моделирования в 3D Max, то есть получено после нажатия кнопки "Render", без последующей обработки в фотошопе. Автор рендеринга Андрей Устюжанин.
Парейдолии
Парейдолические иллюзии, или парейдолии [греч. para — рядом, около; eidolon — изображение] — разновидность зрительных иллюзий заключается в формировании иллюзорных образов, в качестве основы которых выступают детали реального объекта. Таким образом, смутный и невразумительный зрительный образ воспринимается как что-либо отчетливое и определенное.
В отличие от двойственных изображений, зрительных иллюзий, скрытых образов, где изображения созданы специально, чтобы провоцировать возникновение иллюзий, парейдолии возникают при восприятии самых обычных объектов. Например, формы камней, облаков, деревьев могут образовывать изменчивые, фантастические пейзажи, лица людей, необычных зверей и т.п.
Впервые парейдолии описаны Калбаумом и Ясперсом (Kahlbaum К., 1866; Jaspers К., 1913).
Перевертыши
Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта.
Скрытые образы
Картинки-загадки, скрытые на фото объекты, а также картины-иллюзии в жанре "камуфляжного" искусства. Слово «камуфляжное» раскрывает смысл понятия, когда под одним изображением маскируется иное, на первый взгляд не явное, но угадывающееся при внимательном рассмотрении.
Объемные уличные рисунки