Привет, бродяга зоны! Ты посетил портал
Stalker-worlds.games


Этот проект посвящен знаменитой игре S.T.A.L.K.E.R. и не менее знаменитому моду "Народная Солянка" и ОП-2. У нас ты сможешь найти ответы на любые вопросы по этой тематике и не только.
Регистрируйся, присаживайся к нашему костру и послушай байки старожилов зоны. Удачи!


Портрет героя. Алиса Селезнёва
Портрет героя. Алиса Селезнёва
Алиса. Самое загадочное женское имя! Именно Алиса лежала на травке и листала книжку без картинок, а потом вдруг пустилась вдогонку за Белым кроликом. Алиса же, хитрая рыжая подруга слепого кота Базилио, обвела вокруг пальца глупенького Буратино. Но самая известная Алиса — обычная московская школьница 21-го века, космическая путешественница, спасительница множества миров, умница и всеобщая любимица. Именно ей и будет посвящено наше сегодняшнее расследование. «Почему «расследование?» — спросите вы. Да потому, что Булычёвская Алиса — одна сплошная загадка. Пытаться разгадать её всего на пяти журнальных страницах — бесполезное занятие, но какое же увлекательное!

Кир Булычёв

Кир Булычёв (настоящее имя Игорь Можейко, 1934—2003) — один из популярнейших отечественных фантастов. Из-под его пера вышло множество замечательных произведений — как отдельных книг, так и циклов. Большой известностью пользуются его циклы о Великом Гусляре, докторе Павлыше и агенте Галактической полиции Коре Орват. Однако наибольшую славу писателю принесли книги об Алисе Селезнёвой. Дочь Булычёва тоже зовут Алисой, но сам он не раз подчёркивал, что между двумя Алисами нет ничего общего. Будучи по специальности историком-востоковедом, Булычёв написал немало научных книг исторической тематики. Фанатичное увлечение писателя историей чувствуется во многих повестях «Алисианы». Не случайно одним из колоритнейших персонажей цикла стал археолог Громозека, а приключения Алисы часто происходят в разных временных эпохах и нередко связаны с загадками каких-нибудь древних цивилизаций.

Разносторонняя личность

Несомненно, Алиса Селезнёва — самый популярный персонаж отечественной фантастики. Даже если вы не читали ни одной повести из «Алисианы», то наверняка видели известный мультфильм «Тайна третьей планеты». Тот самый, в котором маленькая веснушчатая девочка в красном комбинезоне, её отец-профессор и рыжебородый ворчун по фамилии Зелёный путешествуют по звёздным системам, собирают диковинных животных, а заодно пытаются разгадать тайну исчезновения корабля «Синяя чайка». Тем не менее, Алиса — персонаж прежде всего литературный, и своей популярностью он обязан циклу книг, написанных знаменитым писателем-фантастом Киром Булычёвым в период с 1965 по 2003 годы. В общей сложности это около пятидесяти повестей и рассказов.

Большинство повестей про Алису — вполне самостоятельные вещи, которые можно читать отдельно и в любой последовательности. Однако есть несколько повестей, сюжетно связанных друг с другом. Например, «сказочный цикл», действие которого закручено вокруг Заповедника сказок и Эпохи Легенд, или же цикл про богатые на приключения каникулы после шестого класса.

Казалось бы, цикл произведений про Алису можно с полным правом окрестить сериалом. Однако не всё так просто. Любой добропорядочный сериал должен соответствовать трём основным правилам: наличие одного или нескольких постоянных персонажей; возможность проследить последовательность событий; единый узнаваемый мир на протяжении всех частей. Если подойти к циклу про Алису согласно указанным критериям, то получится следующее: да, постоянные персонажи присутствуют; последовательность событий невозможно проследить в принципе; мир, в котором живут герои, в целом узнаваем, но обнаруживает кучу нестыковок и противоречий.
Некоторые энтузиасты подвергают тексты «Алисианы» научному анализу: что-то сравнивают, вычисляют, пытаются определить что, когда и за чем следовало. И тут же сами хватаются за головы: ведь получается, что в одно и то же время героиня должна совершать сразу несколько подвигов, причём на разных планетах... Может быть, Алиса не одна? Может быть, у неё есть двойник? Кстати, когда же родилась Алиса? Казалось бы, простейший вопрос, но ответа на него не знает даже сам Кир Булычёв. Посудите сами: в повести «Ржавый фельдмаршал» чётко прописано, что Алисе одиннадцать лет и что в этот год человечество отмечает трёхсотлетие Французской революции и столетие начала противостояния Карпова с Каспаровым. Уже нестыковка! Поскольку в первом случае выходит, что на дворе год 2089, а во втором — 2084. Мало того, в повести «Сто лет тому вперёд» говорится, что Алисе также одиннадцать лет, но действие происходит уже в 2082 году.

Часто спорят, считать ли книги об Алисе однозначно детскими. И тут нет единого мнения. Самое первое опубликованное Булычёвым произведение про Алису («Девочка, с которой ничего не случится») — фантастика для детей младшего школьного возраста. Весь цикл написан очень просто, без каких-либо литературных изысков: что ни страница — то очередное приключение. Окружающий героиню мир намеренно упрощён, автор позволяет себе довольно вольное обращение с самим жанром научной фантастики. Возьмём в качестве примера всем известного Говоруна — птицу, умеющую летать меж звёзд. Взрослый читатель непременно задумается, с какой скоростью этот космический попугай должен махать крыльями, чтобы не уступить в скорости сверхсветовым звездолётам. А маленькому читателю такой вопрос и в голову не придёт: птица, бороздящая просторы Галактики, — это же здорово!

Да что там Говорун! В книгах про Алису появляются даже сказочные персонажи, противоречащие самим канонам жанра: Змей-Горыныч и Кот в сапогах, например. Есть и «научное обоснование», которое однозначно приведёт в восторг любого школьника. Элементы фольклора в «Алисиане» не случайны. Кир Булычёв написал про свою героиню такое количество повестей и подарил ей столько приключений, что из персонажа научной фантастки Алиса всё больше становится похожа на героиню сказок — сказок про будущее. Поэтому в большинстве книг ей около двенадцати лет, и, в отличие от Гарри Поттера, она навсегда останется ребёнком.


Но есть в цикле о «вечной девочке» и куда более взрослые вещи. В которых и добро не всегда побеждает зло, и смерть собирает свою страшную жатву, и прочие суровые реалии жизни — в достатке («Узники Ямагири-Мару», «Город без памяти»). Помимо приключений, многие книги несут в себе заряд великолепного юмора, часто переходящего в тонкую сатиру. Малолетний читатель её и не заметит, а вот читатель со стажем — и заметит, и оценит.

Невольно складывается ощущение, что под именем Алисы действуют несколько похожих, но разных персонажей. Понятно, что формально это одна и та же героиня. Однако Алиса-подросток из повести «Город без памяти» вряд ли могла в прошлом летать на ковре-самолёте или разговаривать с настоящей Красной Шапочкой («Заповедник сказок», «Лиловый шар»). «Разная» и одновременно одна и та же Алиса должна была очаровать читателей всех возрастов, любого социального положения. И у неё это великолепно получилось.

Громозека

Самый яркий персонаж «Алисианы». Громозека — знаменитый археолог с планеты Чумароза. Размерами он в два раза больше обычного человека, грудь его покрыта панцирем, а огромная пасть усеяна зубами. Кроме того, у Громозеки восемь глаз, три ноги и десять щупалец. Когда-то Громозека, наткнувшись в джунглях Эвридики на Малого дракончика, был спасён профессором Селезнёвым и с тех пор стал его другом. Познакомившись с Алисой, он сразу же взял её под особое покровительство. Если бы профессор Селезнёв знал, в какие авантюры Громозека втягивает его дочь, то, думается, дружбе их скоро пришёл бы конец.


Связи решают всё!

Как вы думаете, что, помимо имени, роднит Алису Кэрролла с Алисой Булычёва? На первый взгляд, перед нами два совершенно разных и не похожих друг на друга персонажа. Однако имеется у них одна общая черта — любопытство. Именно любопытство, феноменальная способность совать нос куда не положено и замечать то, что никто другой не заметит, — есть главная «пружина» в характере Алисы Селезнёвой.

Попробуем вкратце набросать психологический портрет нашей героини.

Главное качество Алисы (после любопытства, конечно!) — обаяние. Она прекрасно о нём осведомлена и беззастенчиво им пользуется. Ни один взрослый не может устоять перед её детской непосредственностью.

— Чей это ребёнок? — строго спросил профессор Яката.
Я чуть сквозь землю не провалился. Но Алиса за словом в карман не лезет.
— Я вам не нравлюсь? — спросила она.
— Нет, что вы, совсем наоборот... Я просто подумал, что вы, может быть, потерялись... — профессор совсем не умел разговаривать с маленькими девочками.
(«Девочка, с которой ничего не случится»)

«У Алисы широкие связи», — констатирует её отец, профессор Селезнёв. Благодаря врождённой коммуникабельности, Алиса заводит много влиятельных знакомых. Правда, повзрослев, она будет вести себя скромнее.

Помимо обаяния и отсутствия всяческих комплексов, Алиса обладает ещё целым рядом замечательных качеств: она умна, наблюдательна, смела, никогда не предаст и не бросит в беде друга, занимается спортом — короче, настоящий эталон положительной героини. Недаром в 20-м веке, где она окажется в повести «Сто лет тому вперёд», сверстники окрестят её «супергёрлой».

В школе Алиса учится хорошо, хотя и не круглая отличница. По примеру отца она думает стать биологом, тем более что у неё есть уникальный талант находить с животными общий язык. Готовя себя к будущей профессии, она посещает Биологическую станцию юных натуралистов. Профессор Селезнёв уже считает дочь готовым специалистом, по этой причине он часто поручает Алисе проведение различных экспериментов и даже доверяет ей уникальные приборы. С его стороны это не очень разумно, поскольку чувство ответственности развито у Алисы как-то весьма странно: она обязательно сдержит словно, данное какому-нибудь космическому пирату, но вот про слово, данное родному отцу, она может и позабыть... Что поделать! Склонность к авантюрам — неотъемлемая часть её беспокойного характера. Когда происходит что-то важное, Алисе сложно оставаться в стороне и сидеть сложа руки.

О матери Алисы известно мало — зовут её Кира, она архитектор и почти постоянно находится в межпланетных командировках. По причине фактического отсутствия матери бремя по воспитанию единственного в семье ребёнка легло на плечи отца — упомянутого выше профессора Игоря Селезнёва. Надо сказать, что с отцом Алисе повезло. Этот несколько рассеянный добрый человек, чем-то напоминающий Жака Паганеля, души в ней не чает. Поэтому он не только позволяет девочке возиться со всякими экзотическими зверушками в возглавляемом им Космозо (зоопарк для животных из космоса), но и частенько берёт её с собой в звёздные экспедиции. Так что первым своим космическим приключением, едва не стоившим ей жизни, Алиса обязана своему папе. Думается, если бы наша героиня не была дочерью директора Космозо, а родилась бы, скажем, в семье оленеводов, судьба её сложилась бы несколько иначе. Именно папа стал первым летописцем жизни своей дочери. Понимая, что судьба подарила ему необыкновенного ребёнка, он принялся кропотливо записывать все её выходки и приключения. Поэтому знакомство с Алисой читателю следует начать с записей её отца («Девочка, с которой ничего не случится», «Путешествие Алисы»). Впрочем, вскоре Алиса подрастёт, и никакому папе за ней будет уже не уследить.

Павел Гераскин
Пашка — однокашник Алисы и её лучший друг. Множество опаснейших приключений ей пришлось пережить бок о бок с Пашкой. Вместе они работают на Биологической станции, вместе пускаются в различные авантюры. Как ни странно, но инициатором этих авантюр обычно выступает вовсе не Алиса! Жизненная энергия бьёт из Пашки ключом, и Алисе, которая сама далеко не паинька, приходится прилагать большие усилия, чтобы его обуздать.

Аркадий Сапожков

Друг и одноклассник Алисы. Полная противоположность Пашке Гераскину. Аркаша — человек серьёзный и обстоятельный, он не ищет приключений и всему на свете предпочитает тишину лаборатории. Его наверняка ждёт блестящее научное будущее. Тем не менее, он далеко не трус и даже готов идти на риск, если того требуют интересы науки или если жизнь его друзей под угрозой.

Крыс и Весельчак У

Одни из последних оставшихся в Галактике космических пиратов. Крыс — скорпионоподобное существо с планеты Крокрыс. Впрочем, он умело скрывает свою непритязательную внешность, поскольку способен принимать облик любых живых существ и даже неодушевлённых предметов. Обычно он выглядит как худощавый, невысокого роста человек с меланхоличным выражением лица. Его напарник, Весельчак У, описан как очень толстый гуманоид с пухлыми губами и несколькими двойными подбородками. Оба пирата — редкостные негодяи, они крайне жестоки и способны на любую подлость, в том числе и по отношению друг к другу. Их связывает не дружба, а «бизнес». Давние враги Алисы Селезнёвой, неоднократно сталкивались с ней в разных повестях «Алисианы». В поздних книгах серии Крыс и Весельчак неожиданно предстают перед нами в другом ракурсе — завязав с прошлым, они перестали пиратствовать и занялись коммерцией. Из беспринципных мерзавцев они превращаются в «честных пиратов», пару раз даже выступая союзником своего «злого гения» — Алисы Селезнёвой.


Мир Алисы

Каждому интересно узнать, какой станет наша планета лет через сто. К сожалению, машину времени ещё не изобрели, но зато у нас есть научная фантастика, основное предназначение которой как раз и заключается в том, чтобы описывать будущее. Сейчас, когда воображение писателей-фантастов в основном крутится вокруг грядущего апокалипсиса и мрачных антиутопий, светлый мир конца 21-го века, созданный фантазией Кира Булычёва, видится особенно ценным и притягательным.

Безусловно, каждое произведение следует рассматривать в контексте своего времени. Цикл про Алису — это советская фантастика, поскольку самые известные книги были написаны Булычёвым до 1991 года. По этой причине в «Алисиане» мы видим то самое «светлое будущее», когда на Земле благополучно преодолены все социальные неурядицы, стёрлись границы между странами и, самое главное, — отменён такой пережиток прошлого, как деньги. Впрочем, перед нами не будущее Ефремова с его высоким моральным пафосом, а именно то будущее, которое будет интересно в первую очередь ребёнку. Москва конца 21-го века в интерпретации Булычёва словно превращена в один большой и очень увлекательный аттракцион. Дома причудливых форм соседствуют с зелёными лужайками и парковыми дорожками, на каждом шагу — автоматы с мороженым, а прямо в центре города можно наткнуться на пальмовую рощу, сорвать банан и покормить им живущую тут же обезьяну. Непонятно только, куда подевалось за сто лет большинство исторических зданий — неужто их все снесли?

В Москве есть уникальное заведение — Заповедник сказок, создал которое учёный по имени Иван Иванович Царевич. Подобно Шлиману, который, начитавшись Гомера, ткнул лопатой в какой-то холм и откопал Трою, Иван Иванович, начитавшись детских сказок, рванул на машине времени куда-то в прошлое и — о чудо! — разом привёз оттуда Кота в сапогах, Деда Мороза и Змея Горыныча.

Впрочем, в своём видении будущего Булычёв не чужд философии и даже поэзии. Так, устами Алисы он высказывает поразительно красивую мысль: «В будущем не станет обыкновенных людей. На Земле будет жить пять миллиардов исключительных, знаменитых, одарённых людей».

К сожалению, описанный Булычёвым мир часто противоречит сам себе. Обычно это детали, но детали весьма существенные, которые не только корректируют, но в чём-то сильно меняют сложившийся образ. Особенно это характерно для книг, написанных в постсоветский период. Теперь уже на Земле появляются деньги, а Космос, когда-то вполне дружелюбный, таит всё больше угроз, причём исходящих от разумных существ.

Алиса на экране

Ничто так не способствует росту популярности книги, как её экранизация. В 80-е годы было снято три фильма про Алису. К сожалению, уровень тогдашних спецэффектов не позволял достойно визуализировать богатую булычёвскую фантазию. В этом плане особенно огорчает популярный мини-сериал «Гостья из будущего» (1984). Булычёв в своей повести так старательно и с такой фантазией описал Москву 21 века, что обидно за создателей фильма, которые не нашли для неё лучших декораций, чем гостиница «Космос» и Останкинская телебашня. Тем не менее, советские экранизации вовсе не так уж и плохи! Они изначально рассчитывались на ребёнка, а ребёнок не задумывается о качестве спецэффектов: он смотрит фильм «Остров ржавого генерала» (1988), видит, как Алиса спасается бегством от неуклюжих железных роботов, — и ему по-настоящему страшно. Точно так же ему страшно, когда в фильме «Лиловый шар» (1987) показывают зловещую базу Странников.

То, что оказалось не под силу кино, успешно преодолела мультипликация. Даже сам Кир Булычёв, недовольный всеми без исключения фильмами об Алисе, положительно отзывался о хорошо знакомом нам анимационном шедевре «Тайна третьей планеты» (1981). В современной России «Алиса» также не забыта. Совсем недавно вышел новый мультфильм, начаты съемки фильма «Приключения Алисы. Пленники трёх планет» (правда, недавно производство заморожено — сказался общий финансовый кризис; будем надеяться, ненадолго).

Феномен Алисы

Успех «Алисианы» в нашей стране был поистине феноменальным. Волна бешеной популярности начала стремительно расти с начала 80-х годов и спала только во второй половине 90-х. Именно тогда, в период «перестройки», были сняты самые удачные экранизации. Тогда же Кир Булычёв подарил читателям возможность проследить за новыми приключениями полюбившейся героини, написав ряд повестей, которые получились одними из лучших в серии («Конец Атлантиды», «Город без памяти» и др.). Издаваемое в начале 90-х годов семитомное собрание книг про Алису с рисунками Мигунова моментально стало раритетом, собрать все семь томов было настоящей удача. Позднее писатель дополнит «Алисиану» ещё множеством повестей, однако именно эти семь томов следует считать «каноническим» собранием про «девочку из будущего». Их выход был настоящим событием в жизни тысяч школьников. Всё, что будет написано позднее, — уже другая эпоха, другой читатель.

Популярность Алисы в то время можно сравнить разве что с современным явлением «поттеромании». Заслуга эта принадлежит целиком таланту Кира Булычёва и его безудержной фантазии. Писателю удалось создать удивительную и ни на что не похожую сказку про будущее с обаятельной героиней, за приключениями которой, хочется верить, будет следить ещё не одной поколение юных читателей. Если задуматься, то никакая она не «супергёрла». Алиса — обычная девочка, каких миллионы! И именно благодаря своей обычности она, погружённая в фантастический мир будущего, делает его таким близким и таким осязаемым.


Хронология

Приблизительная хронология приключений Алисы предложена исследователем Андреем Бусыгиным. Согласно этой хронологии, Алиса родилась в 2079 или в 2080 году, далее события развивались в следующей последовательности:




Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Блог | Просмотров: 6 105 | Автор: LENA_D | Дата: 9-06-2014, 17:04 | Комментариев (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторское право на игру принадлежит GSC Game World.
Использование материалов сайта только с разрешения Администрации!
© 2008 - 2017 design RUS_D Сайт оптимизирован под FireFox или Opera